Хорошо известно, что теория радиоволн как и электромагнитного излучения восходит к электродинамике Дж.Максвелла (1861-1873), обобщившей эмпирические законы электрических и магнитных явлений, дополненные его гипотезой о порождении магнитного поля переменным электрическим полем. Существование электромагнитных волн было доказано Г.Герцем (1886-1888), который с помощью диполя, возбуждаемого искровым разрядом, излучал радиоволны УВЧ диапазона. Менее известно, что современная математическая теория распространения радиоволн по полым трубам (волноводам) в основных чертах была создана Дж.Рэлеем (1897), который исправил ошибку О.Хевисайда (1892), полагавшего, что радиоволны не могут распространяться по трубам, не имеющим внутреннего проводника Интересно, что начало эры квантовой электроники, как и эры радио, также связано с генерацией СВЧ колебаний, но уже с использованием новых принципов, основанных на явлении индуцированного (вынужденного) излучения, предсказанного А.Эйнштейном. Понятие “cверхвысокие частоты” (СВЧ) является условным и относится к радиоволнам в частотном диапазоне от 300 МГц до 300 ГГц, охватывающем дециметровые, сантиметровые и миллиметровые волны. Согласно международному регламенту радиосвязи указанным диапазонам длин волн присвоены названия частотных полос: ультравысокие (УВЧ), (UHF): 0,3¸ 3 ГГц; сверхвысокие (СВЧ), (SHF): 3¸ 30 ГГц; крайне высокие (КВЧ), (EHF): 30 ¸ 300 ГГц [1]. Радиоволны СВЧ диапазона могут направленно излучаться, а также распространяться по полым трубам. Трудно назвать области деятельности человека, где бы не использовалась СВЧ техника. Прежде всего СВЧ техника нашла применение в радиолокации, радиовещании, телевидении, телеметрической связи, радиоастрономии, радиоспектроскопии, ядерной физике (ускорителях элементарных частиц); сотовой телефонной связи; промышленной технологии в качестве средства быстрого разогрева и сушки материалов; горнодобывающей промышленности для теплового разрушения твердых пород; пищевой промышленности для ускоренного приготовления пищи, пастеризации, стерилизации и обезвоживания продуктов; в медицине для глубоких локальных прогревов тканей с целью ускоренного лечения и разрушения новообразований. Ведутся интенсивные исследования по СВЧ нагреву плазмы в токамаках и стеллараторах, являющихся прототипами будущих термоядерных реакторов. Изучается проблема канализации большой СВЧ энергии на расстояние по волноводам и через атмосферу: Земля - спутник, спутник - Земля. Изучается вопрос создания искусственного ионизованного облака в верхней атмосфере с помощью направленных пучков СВЧ радиоволн для решения экологической проблемы защиты озонового слоя Земли. Конференции была построена на лекциях, прозвучавших на пленарном заседании и дальнейшей работы по секциям: Лекция 1. «Оптическое поглощение в нанокомпозитных материалах» Поветко В. Н., д.т.н., проф., начальник информационно-аналитической службы ОАО «Концерн «Созвездие». Лекция 2. «Оценка радиационной стойкости материалов при проектировании микросхем» Зольников В. К., д.т.н., проф., заведующий кафедрой вычислительной техники и информационных систем Воронежской государственной лесотехнической академии. Лекция 3. «Применение фольгированных материалов на основе полиэфиров для изготовления компонентов СВЧ-техники» Тарасов Б. В., д.т.н., проф., генеральный директор НПЦ «Модуль». Лекция 4. «Элементная и схемотехническая база импульсных устройств сверхмалой длительности» Акулин С. А., д.т.н., проф. Воронежского государственного технического университета. Секция 1. «Особенности применения современных электромагнитных материалов в СВЧ и оптике» Председатель: д.т.н., проф.Поветко В. Н. Секция 2. «Исследование свойств материалов волновой электроники» Председатель: д.т.н., проф. Зольников В. К. Секция 3. «Математическое моделирование и автоматизация проектирования современных материалов в СВЧ и оптике» Председатель: д.т.н., проф.Чопоров О. Н. Круглый стол. «Применение методов компьютерного моделирования для фрактальной обработки информации» Председатель: д.ф.-м.н., проф. Потапов А. А.
Научно-исследовательская деятельность института направлена на получение и применение новых знаний, повышение качества подготовки специалистов по всем направлениям и специальностям.